Домашняя студия звукозаписи с нуля (часть первая)

В этой заметке рассмотрим очень простой конфиг звукозаписывающей студии, так сказать "своими руками" при минимальных затратах. Почему минимальных, потому что если вы звезда подкастов или ютуба, то закрываем эту заметку, открываем  какой -нибудь музторг и закупаемся по-полной программе. Мне же железки нужны, чтобы играть в своё удовольствие, поэтому затраты согласно бюджету. И так, "как записать дома музыку своими руками" без тыканья мышкой в фруттилупсах и самоиграйках.


Я долго перебирал всевозможные схемы, в итоге понял, что надо уместить всё на одном столе :-). Когда-то вокруг меня были и стойки для инструмента и куча всяких свистоперделок, но уже проехали это.

И вот уголок с убитыми обоями :-) и напичканным железками столом музыканта:

Домашняя студия звукозаписи

Первое, с чего хочу начать, это мониторная спарка. Два монитора висят на одной видеокарте в режиме одного длинного рабочего стола. У меня есть и другие мониторы, но я поставил два одинаковых на самодельной подставке, а между ними лежит usb-хаб для быстрого доступа к usb-портам. Современные аудиоредакторы (читай секвенсоры) аля Audition, Cubase, Reaper, Logic и т.д. требуют обширного рабочего пространства, а я не фанат микромониторов 13 дюймов и макинтошей, так что стоит классическая дубовая Винда Семёрка (Windows 7) и системный блок в Amd Phantom, ядрами и 8-ю гигабайтами оперативки. Мощности хватает, чтобы навешать в проект тучу wav-треков или загрузить Reason двумя десятками инструментов.

Тоже самое вид сбоку:

Аудиозапись своими руками

Например в Reason два монитора дают возможность раскидать зону треков и зону инструментов на два разных монитора:

Настройка двух мониторов в Windows

Это очень удобно, сэкономите нервны при редактировании трека.

Сам системник и сабвуфер от акустики под столом:

Системный блок под столом

Насчёт акустики скажу следующее: чем мех дороже, тем лучше. Идеально - это два полупрофессиональных монитора. Акустики у меня много, но пока руки не дошли до неё, так что стоит обычная компьютерная Microlab, у который ощутимый плюс - это наличие пульта. В общем, если хотите только записываться и сэкономить на акустике, покупайте хорошие наушники. Или средние. По бюджету. Китайский Sven я не пробовал, но в Панасониках и Сони писаться можно.

Поехали дальше . Системник в хорошем корпусе от Thermaltake, с кулерами и незначительным шумом. В общем, всё как положено. Никаких кастратов вроде Селерона вам не нужно, только чистые Интелы или Амд.

Вторая важная в домашней студии звукозаписи деталь - это микшер (микшерский пульт, звукозаписывающий пульт и т.д.).

Микшерский пульт фото

Микшер объединяет в себе инструменты и микрофоны и традиционно цепляется в линейный вход аудио-интерфейса. В идеале пульт должен иметь несколько стерео-выходов (на запись, на мониторы, на наушники), но подобный микшер, хотя бы на 8 стерео входов, да ещё и с эффектами, в период кризиса стоит весьма и весьма дорого, зато у меня без дела валялся российский Rostex RM-80, вот я и приспособил к делу изделие отечественного производителя. Не могу сказать, что изделие шедевр, но звук исправно передаёт, да и вообще штука живучая, нареканий к нему нет. И нет у этого микшера выходов на мониторы, только две монопары или одна стерео. Так что Rostex у меня пошёл в линейку звуковой карты, и в принципе, меня это устраивает.

Ещё одна приятная функция у микшера - наличие шины посыла и возврата Send и Return, что позволяет пропускать возвращать обратно (с независимой регулировкой) каждый канал через подключаемую примочку с эффектами, в роли которой (на фото справа) выступил тоже древний моно-микшер Rostex Rever Mix с дилеем и ревербератором в одном флаконе. Кроме того, он неплохой преамп (предусилитель)  для микрофона и гитары.

В принципе, с рук можно приобрести довольно интересные пульты (возможно, старая Ямаха, будет намного лучше звучать нового деревянного китайца), только перед покупкой запаситесь наушниками, mp3 плеером (мобильник тоже подойдёт) и проводами с переходниками большой джек - маленький джек, чтобы проверить функции микшера при покупки, хотя, как правило, музыканты демонстрируют свои железки при продаже вживую.

Вообще, что от микшера нужно домашнему музыканту? Простейший эквалайзер, регулятор громкости и кнопка mute для мгновенного отключения канала. Блок эффектов необязателен, компьютер на лету хорошо может реверберацию давать и не только её.

В качестве звуковухи у меня выступает Behringer UCA-222, USB-карта с линейным входом и стерео-выходом. Надо сказать, неплохая карточка с поддержкой Asio. Шла в комплекте с миди-клавиатурой.

Звуковая карта Behringer UCA-222

У звуковой карты есть выход для мониторинга через наушники и регулятор громкости для них. Альтернативный вариант - это звуковая вроде M-audio Fast Track со входами под инструменты, точнее, под микрофон и гитару. Если этих входов хватает, то можно обойтись  без железного микшера. Но я от такой отказался, как-то не сдружился с готовыми решениями.

Справа (см. фото) от звуковой некогда популярный процессор эффектов для бас-гитары Zoom 506II. Звук с него тоже идёт в пульт.

Центральное место на столе - мидиклава Behringer UMX 490 на четрые октавы со множеством крутилок и двумя рядами кнопок.

Behringer UMX 490 миди-клавиатура

Всё, что на ней можно нажимать и вращать, подлежит привязки любых миди-команд, то есть сама клава - довольно функциональный миди-контроллер. Подключается к компу через USB, есть выход на педаль сустейна. Также на борту имеет классические колёся питчбенда и модуляции, понижение, повышение октавы, фейдер громкости и ещё что-то -). А отличительная фишка у этой клавы (UMX 490) - горбатая клавиатура и имитация молоточкового механизма в виде какого-то сопротивления. Короче говоря, классная клава по доступным деньгам. Ещё и красная :-). Миди-клавиатура делает из компьютера любой мощнейший синтезатор с неограниченными возможностями (точнее, возможности ограничиваются мощностью компа, но современные машинки запросто справляются)

Ещё одни важный момент, который многие начинающие хоум-мьюзик-мейкеры упускают - это систему бекапов. Вот обладатели макинтошей прекрасно о ней знают, но у них и железо посерьёзнее в плане надёжности.

Внешний жёсткий диск:

Внешний жёсткий диск Western Digital WD

Это маленький диск WD на 2 террабайта, куда бекапятся записи проектов в автоматическом режиме с сохранением различных версий файлов. Настоящий бекап-треккер! Доверять внутреннему (в системном блоке или ноутбуке) жёсткому диску - дело экстримальное, учитывая, что сейчас всё производится в Китае и не всегда хорошо. На флешки каждый раз скидывать можно, но муторно. А вот современные usb-диски оснащены (что WD, что Seagate) утилитами разворачивания мощной системы резервного копирования в 2 клика. То есть купили внешник побольше, настроили бекап папки с проектами и забыли.

Конечно помимо миди-клавы, которая заменят собой синтезатор, ещё понадобятся кое-какие инструменты, в зависимости от вашего стиля, (например, я не перевариваю электронный бас, поэтому у меня есть бас-гитара; синтезаторы и сэмплеры - это конечно хорошо, но они должны оставаться по возможности таковыми и не заменять абсолютно собой любой инструмент), хороший микрофон, гитары, стойки, провода и т.д.

Продолжение "Домашняя студия звукозаписи с нуля (часть вторая)".



Оцените статью:
{[['']]}